О творческом планировании по стратегии Уолта Диснея - СПб Центр НЛП

О творческом планировании
по стратегии Уолта диснея
Автор: Наталья Сковорода
НЛП-Мастер, гипнолог
Оглавление
Пояснение о технике творческого планирования Уолта Диснея

Часть 1. Классические роли

Часть 2. Мечтатель и критик

Часть 3. Сбой в эмоциях

Пояснение
Если вы хотя бы шапочно знакомы с планированием, то знаете: иногда даже поставить цель непросто. К постановке и планированию целей в каких-то контекстах категорически «не хочется» подходить. Оправдания, переносы, другие дела, а то и просто пропадает настроение. Решил сесть и подумать — проспал, отвлёкся, потерял вдохновение. Если и смог себя заставить, сидишь и смотришь на листок или в экран. В лучшем случае, подбираешь шрифт или рисуешь рамочку. Частенько эта зона оказывается «слепым пятном», её трудно заметить. А если даже заметить, возникает вопрос: а что делать-то? Объявить одному из своих контекстов «Вы самое слабое звено, прощайте», и выключить его из планирования вообще? Или искать моральной поддержки? Или… Вариант для НЛП-Практиков: качественно настроить позиции Уолта Диснея.

Техника «Стратегия творческого планирования Уолта Диснея» — первая техника, которую осваивают участники курса «НЛП-Практик». Техника четко обозначает и разделяет этапы «активно мечтаю», «планирую» и «корректирую план». Техника универсальна, хороша для планирования целей в любом контексте: работа, учёба, личная жизнь, здоровье, отдых, впечатления.

В творческом планировании по стратегии Уолта Диснея:
  • Мечтатель широко и смело рисует картины успеха;
  • Реалист спокойно и ответственно намечает конкретные шаги;
  • Критик проверяет план на прочность и учитывает риски.
    Классические роли
    Классические названия ролей для этапов техники: мечтатель, реалист, критик. При этом, что интересно: сколько ни говори о том, что все три роли искренне хотят наилучшим образом воплотить мечту в жизнь, всё равно для кого-то «мечтатель» остаётся звучать «пустым бездельником», а «корректор» равен «саркастичной злыдне». Слишком сильные ассоциации накоплены. Настолько сильные, что нерешенные отношения с «именами» ролей могут стать поводом вообще не прикасаться к этой классной и эффективной технике творческого планирования, упустить её из своего арсенала.

    Предлагаем обратить на этот баг пристальное внимание, и подобрать собственные кайфовые названия для каждого этапа планирования.
      Мечтатель: "активно мечтаю"
      Фантазировать, мечтать, строить воздушные замки, созидать мысленно, умственно, играть наобум, по вдохновению, сочинять во время самой игры, воображать, проявлять изобретательную сила ума, показывать творческую силу художника, активировать самобытную силу созидания, разрешать себе несбыточный причудливый бред, позволять разгул необузданной выдумки, свободно сочинять без правил, бесконтрольно фонтанировать идеями.

      Из какой роли готовы широко и смело рисовать картины успеха?
      • Мечтатель
      • Фантазёр
      • Выдумчик
      • Генератор идей
      • Идейный вдохновитель
      • Создатель виртуальной реальности
      • Батут вдохновения
      • Свой вариант
        Реалист: "планирую"
        Ставить конкретные цели, воплощать мечты, применять деловой подход, осуществлять практический подход, использовать трезвый взгляд без розовых очков, признавать объективные истины, рассудочно относиться к предмету, заботиться о выгодах, опираться на материальные интересы, учитывать реальную действительность, проявлять прагматизм, выбирать правдивость без приукрашивания, рассуждать о вещах прямо и основательно.

        Из какой роли вы готовы спокойно и ответственно намечать конкретные шаги?
        • Реалист
        • Разработчик
        • Деятель
        • Активист
        • Достигатор
        • Призванный воплощать мечты
        • «Берёшь и делаешь»
        • Свой вариант
          Критик: "корректирую план"
          Исправлять ошибки, учитывать возможные сложности, предусматривать риски, отвечать за качество, находить слабые места, подсказывать способы исправления неточностей, проводить вычитку, проверять на прочность, проводить тестирование контрольных образцов, уточнять детали, выяснять подробности, сравнивать с работающими моделями, сравнивать с прошлым опытом, устранять нарушение правил.

          Из какой роли готовы проверять план на прочность и учитывать всевозможные риски?
          • Критик
          • Корректор
          • Тестирощик
          • Редактор
          • Ответственный за качество
          • Перестраховщик
          • Искатель подводных камней
          • Свой вариант
            Мечтатель и критик
            Вы когда-нибудь обращали внимание, насколько часто открытый человек рискует влипнуть в разочарование? Рассказываешь свою мечту, разгораясь и размахивая руками-крыльями, и над ней вдруг не плачут от умиления, а хамски смеются. Или наоборот — с тобой делятся невероятными замыслами, а ты не можешь удержать свою иронию и скептически хмыкаешь. И тогда всё. Мечты в топку, возвращаемся к понятной рутине. «Надо было промолчать», — ругаешь себя. Да, если взять обет молчания... Хорошо, а как тогда быть со внутренним диалогом? Нет более занудных обломщиков, чем мы сами для себя порой оказываемся. Например, перед сном. Сначала мечтаешь как счастливый барашек, а потом вот это вот: «Да ладно уже метаться. У тебя ничего не получится, как и последние двадцать два раза, вот целая полка воспоминаний, всё детально задокументировано».

            Так вот. То, что происходит — исправить достаточно легко. Какофония происходит от ненастроенных ролей творческого планирования.
              Обычно происходит как?
              Мечтатель как живой игривый ребёнок, хочет поделиться радостью и восторгом замысла, а что получает в ответ от Критика? «Алло! Это пустые фантазии, витание в облаках, глупости, хиханьки-хаханьки. Детская ерунда, пустомеля».

              Критик как заботливый и даже тревожный родитель, хочет уберечь Мечтателя от разочарований, предусмотреть сложности заранее, а что получает в ответ? «Ты что, никогда не веселишься? Это скучно, слишком серьёзно, ты придираешься, хватит меня поучать и читать нотации, хватит меня грузить».

              Бам. Мечты сдуваются вместе с творчеством, вокруг минные лепешки из обид. Клубничное варенье отменяется, в меню каша на воде.
                Настроить творческое планирование
                Мечтателю не нужно сразу же просчитывать сложности, малейшие ходы и дополнительные шаги. Дайте своей мечте простор, чтобы развернуться так широко, как возможно — и ещё шире. Позвольте себе вдохнуть полной грудью и наполниться солнечной энергией идеи. Дайте идее зазвучать и завибрировать, вытянуться в полный рост и улыбнуться до ушей.

                Критику не нужно доказывать своё превосходство. Поймайте себя на 50 оттенках школьного завуча и переключитесь в дорогостоящего квалифицированного специалиста, которого априори уважают и приглашают аккуратно просчитать риски, прощупать красоту шва.

                Реалист
                здесь выступит как зона дипломатических переговоров между Мечтателем и Критиком. Мечтатель и Критик могут встретиться в реальности на теме «первого конкретного шага». Чтобы включить в себе Реалиста, необходимо почувствовать готовность к действию.
                  Переход в позицию Реалиста: «первый шаг»
                  На что это похоже?

                  Критик, смещаясь в позицию Реалиста может сказать Мечтателю: «Я готов слушать открыто. Я рядом, я здесь — для тебя и твоих идей. Давай вместе подумаем и придумаем, что из этого можно воплотить в жизнь. Какие ресурсы нужны, какие будут первые шаги?». Допустить мысль, что у него получится. Выяснить: «Ты серьезно, ты готов что-то сделать ради этого? Или просто хочешь помечтать, насладиться широтой замыслов?» По-доброму, с готовностью поверить в силу мечты.

                  ...если Мечтатель в этот момент сдвинется, приземлиться и тоже перейдёт в позицию Реалиста, сможет назвать что-то конкретное, есть шанс на рождение гениальных планов.
                    Иногда лучше промолчать
                    Если присмотреться внимательнее, тут от Критика потребуется ряд разрешений на мечту, прежде чем он согласится выдать билетики в лунапарк и на карусели безбашенной креативности в сверкающих огнях:
                    • «Сразу нет? Или всё-таки да?»
                    • «Тебе можно»
                    • «Это реально»
                    И это может оказаться для Критика весьма непростой задачей. Поэтому — иногда лучше промолчать.

                    Посмотрите на свои цели в общении. Зачем и кому вы озвучиваете свои сокровенные мечты, чего ожидаете в ответ? В некоторых случаях всё-таки именно обет молчания победит в хит-параде лайфкахов общения.
                      Эффекты гармоничной настройки
                      • Вы осознаете, где перегибаете: ведёте себя как занудный тролль и наивная принцесса в платье из сахарной ваты. Уже одно это улучшит творческую атмосферу и добавит осознанной гармонии в общении.
                      • Научитесь ценить свои мечты и мечты других, даже ващще нереальные. Особенно ващще нереальные и фантастические.
                      • Привыкнете уважать себя и других, разделять ответственность.
                      • Сможете более хладнокровно принимать во внимание корректировки, не отмахиваться от них, не закрывать глаза на возможные сложности. В меру. Грамотная предусмотрительность чрезвычайно экономит время, силы и другие ресурсы.
                        Сбой в эмоциях
                        Базовые эмоции
                        Существует четыре базовые эмоции: радость, гнев, страх, печаль. Давайте примерим, как эти эмоции отразятся на позициях в стратегии Уолта Диснея.

                        • РАДОСТЬ — всё отлично, всё получится, ура!
                        • ГНЕВ — границы или ценности нарушены, надо их быстро восстановить, шансы на успех есть, активируем пробивную энергию!
                        • СТРАХ — как бы чего не вышло, шансов на успех особо нет.
                        • ПЕЧАЛЬ — кажется, шансов и не было никогда, энергия на нуле.
                        И теперь, внимание — зачем? Зачем это всё осознавать?
                          Если вы хотите экологичное и работающее целеполагание, настройте все этапы планирования на эмоцию радости.
                          РАДОСТЬ
                          Мечтатель:
                          «Вот это да! Вы только представьте, как это будет! А ещё было бы круто вот это! И это! И это!»
                          Реалист: «Сделаю это, это и это. И будет отлично! Да, ура!»
                          Критик: «Если скорректировать здесь и здесь, план имеет все шансы на успех!»
                            ГНЕВ
                            Мечтатель:
                            «Ну, погоди! Я вам ещё покажу!»
                            Реалист: «А ну, расступитесь! Пробиваю стены головой!»
                            Критик: «Ты куда собрался? Не нервируй меня. Сиди и молчи».
                              СТРАХ
                              Мечтатель:
                              «А вдруг я намечтаю, а оно не сбудется. Или сбудется, ох... кажется, это ещё страшнее».
                              Реалист: «Тише едешь, дальше будешь».
                              Критик: «А если это... А если то... Лучше уж сидеть потише».
                                ПЕЧАЛЬ
                                Мечтатель:
                                «А вот в далёком прошлом или других мирах принцессы на единорогах, это прекрасно и невозможно никогда».
                                Реалист: «Не хочу ничего делать».
                                Критик: «К сожалению, вряд ли что-то получится».
                                  Если снова посмотреть на свои цели, окажется: там, где планировать просто, все позиции пребывают в спокойной и уверенной радости, или хотя бы используют энергию гнева.
                                  Там, где ставить цели категорически не хочется, можно с легкостью обнаружить испуганного Мечтателя (боюсь мечтать), печального Реалиста (не хочу ничего делать), гневного Критика (всем стоять). Или ещё какие-то сочетания нересурса в одной или нескольких позициях стратегии планирования Уолта Диснея.

                                  Как же настроить позиции? Проще всего — через ресурсные якоря и соматический синтаксис. Подробно темы управления состояниями освещены на второй ступени курса «НЛП-Практик» нашего Центра НЛП.