7 мая 2024 года 19:00 — вечер открытых дверей с Виктором Стрелкиным

Инструменты Коучинга: Обратная связь

Автор: Светлана Головкова
Professional Coach ICU
ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (ЧАСТЬ 2)
  • Виды ОС по манере подачи
  • ОС в рабочем контексте
  • ОС во время самокоучинга
  • ОС во время коуч-сессии
  • Для чего ОС в коучинге
Варианты обратной связи
Обратная связь в зависимости от манеры подачи может быть выражена в двух вариантах:

1) в одностороннем порядке, то есть когда высказывается мнение человека, дающего ОС;

2) посредством задавания вопросов, когда вопросы укладываются в модели, но ответы на них дает оппонент, на кого и направлена ОС. Второй вариант считается классическим в коучинговой практике, хотя иногда есть ситуации, когда директивная ОС является необходимой и позволяет клиенту расширить свою карту реальности.

Первый вариант (односторонний) чаще всего встречается в нашей жизни, и если его упаковать в правильную модель, то такая ОС станет поддерживающей и созидательной.

Риск высказывания обратной связи состоит в том, что даже если слушающие, принимают и соглашаются с тем, что вы говорите, они не обязательно все понимают и улавливают суть. Более того, даже если слушающий полностью понял ваши слова, он может быть не заинтересован в том, чтобы что-то делать, как результат этой ОС. Другими словами, дать конструктивную обратную связь, еще не значит повысить эффективность.

Альтернативой директивной обратной связи становится ее генерация. Здесь ваша роль будет заключаться в умении слушать и задавать вопросы, чтобы подтолкнуть человека дать самому себе ОС на свое поведение. Человек, который сам генерирует обратную связь, лучше осознает то, что он сделал, с большей вероятностью возьмет ответственность за то, чтобы в следующий раз действовать более эффективно. И только если оппонент действительно упускает что-то очень важное, вы можете на это указать.
Обратная связь в разных контекстах:
1. Рабочая обстановка. ОС от руководителя подчиненным.

Задача руководителя – построить такую систему обратной связи в своей компании/команде, при которой каналы связи будут открытыми, а члены коллектива будут сохранять единодушие. Такой подход позитивно скажется и на моральном состоянии сотрудников, и на продуктивности рабочего процесса.

Для эффективной ОС в рабочем контексте стоит соблюдать формулу из трех основных шагов:

- Контракт, то есть соглашение, которое вы собираетесь заключать с человеком, с которым хотите установить ОС. В идеале контракт включает в себя предложение и ясность намерения. Если после этого следует отказ, следует уточнить почему. Если же вы – руководитель, то в таком случае можно и настоять.

- Данные, то есть ваши собственные наблюдения или знания, свободные от суждений и критики, а также от интерпретации. Здесь же может быть включено обсуждение ситуации, поведения и воздействия.

- Действия, то есть то, что сотрудник может сделать, для улучшения ситуации, что он предпримет на следующем этапе.

2. Самокоучинг. ОС самому себе в повседневной жизни. Задача клиента – научиться давать самому себе такую обратную связь, которая будет поддерживать мотивацию и стимулировать саморазвитие, а также помогать корректировать план действий во время его выполнения. К тому же клиент посредством вопросов может сам инициировать ОС от окружающих (члены семьи, коллеги, начальник, друзья и пр.) с целью корректировки своей карты мира, самосовершенствования и расширения возможных альтернатив поведения.
3. Коуч сессия. Задача коуча – создать поле принятия и атмосферу доверия, в которой его подопечный будет открыт к получению обратной связи для дальнейшего развития. ОС в коуч сессии позволяет критически взглянуть на спланированные действия (принятые решения), а также осознать сильные стороны, на которые клиент может опереться во время реализации плана.

Важный нюанс заключается в том, чтобы использовать оба вида обратной связи: директивный и диалоговый, когда не только коуч сообщает свое мнение подопечному, а коуч и подопечный делятся информацией, относящейся к ОС. Такой диалог позволяет клиенту осознать факты и принять ответственность.

Если до этого сессия велась в недирективном стиле, то резкий переход на ОС от коуча может встретить непонимание и отрицание со стороны коучи. Такой поворот может нанести серьезный ущерб сессии и повредить взаимоотношениям. Чтобы этого избежать, стоит сначала предложить ОС, а после ее осуществления вернуться к недирективному стилю.

Может произойти так, что клиент ответит отказом на предложение об ОС. Это может означать, что сейчас он обдумывает другую часть проблемы и не хочет прерываться. Тогда вернуться к ней можно будет, когда клиент уже будет готов. Если же коучи постоянно отказывается от обратной связи, то, скорее всего, идет внутреннее отрицание, что можно выяснить посредством вопросов. Майлз Дауни предлагает и вовсе дать ОС, несмотря на отказ, если это повторяется уже не первый раз.
Для чего ОС в коучинге
Для чего ОС в коучинге и на каком этапе сессии она применяется?

«Умение давать конструктивную обратную связь - это один из важнейших навыков профессионального коуча»,- считает Джули Старр. Ведь это позволяет клиенту взглянуть на себя и свою ситуацию под другим углом. Профессиональная ОС от коуча может в разы ускорить обучение, повысить мотивацию, значимость и даже дать реактивное ускорение к действию.

Есть еще один вариант обратной связи в рамках сессии: ОС коучу от клиента. Многие специалисты этим пренебрегают, а некоторые делают обязательной частью завершения сессии. Это прекрасная возможность получить отклик по горячим следам, и в случае необходимости, скорректировать свою работу к следующему разу.

Обратная связь становится важной частью такого раздела, как «Воля» (W) в модели GROW по Уитмору. Или, проще говоря, когда мы отвечаем на вопрос «что делать?». Джон Уитмор предлагает разделить эту ступень на два этапа: разработать четкий план и дать оценку и обратную связь.

В коуч сессии, завершая этап выбора, человек должен оглянуться на случившееся и оценить, что прошло хорошо, а что можно в следующий раз сделать по-другому. Такая обратная связь может быть как внутренней (самому себе), так и внешней (от другого человека).