Словарь терминов 1-я ступень курса «НЛП-Практик» - СПб Центр НЛП

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ курса «НЛП-Практик»
Автор-составитель: Наталья Сковорода
НЛП-Мастер, лайф-коуч, гипнолог
1-я ступень:
целеполагание и наблюдательность
Калибровка и состройка
Вербальное поведение (вербалика) – речь, смысловое содержание речи.

Невербальное поведение (невербалика) – язык тела и голосовые характеристики.

Калибровка – базовый навык НЛП, позволяющий замечать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение.

Подстройка (присоединение) – базовый навык НЛП, повторение элементов поведения другого человека для достижения раппорта.

Состройка – взаимная подстройка.

Подстройка и ведение – базовый навык НЛП, управление поведением другого человека через изменение своего поведения.

Раппорт – состояние доверия и открытости в общении.
Базовые термины:
НЛП, карта реальности, экология
НЛП, нейро-лингвистическое программирование (от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии, которое изучает способ организации субъективного опыта и стратегии успешных людей. НЛП включает в себя модели сбора информации, поиска решений, управления внутренними состояниями, поведением и стилем мышления.

Пресуппозиции НЛП (Базовые идеи НЛП) – аксиоматические убеждения, набор предположений о мире, на которых основано НЛП.

Карта реальности – название обозначения индивидуальной картины мира, суммы представлений человека о том, как устроен мир.

Модели НЛП – взаимосвязанные идеи для исследования опыта и внесения изменений.

Техники НЛП – пошаговые инструкции по применению навыков и моделей НЛП.

Упражнения – учебная активность для встройки навыков.

Mind Map (Ментальная карта, интеллект-карта, карта мыслей, ассоциативная карта, диаграмма связей) – способ графической организации информации с акцентом на связях между блоками.

Экология – учет возможных последствий для себя, других людей и бо́льших систем, исходя из ценностей гармонии и благополучия.
VAKOG:
каналы восприятия, предикаты, физ. маркеры
Каналы восприятия VAKOG – каналы для получения информации:
  • V – Visualвизуальный канал – зрительный канал восприятия.
  • А Audialаудиальный канал – слуховой канал восприятия.
  • KKinesthetic кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
  • О – Olfactory олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
  • GGustatory густаторный канал вкусовой канал восприятия.

Модальности VAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

Субмодальности — характеристики модальностей, например:
  • Визуально: яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, цветность и т.д.
  • Аудиально: громкость, высота, тембр, удаленность, эхо и т.д.
  • Кинестетически: твердость, фактура поверхносит, вес, температура и т.д.

Ведущая репрезентативная система – наиболее освоенная и привычная.
  • Визуал – человек с ведущей визуальной репрезентативной системой.
  • Аудиал – человек с ведущей аудиальной репрезентативной системой.
  • Кинестетик – человек с ведущей кинестетической репрезентативной системой.
  • Дигитал – человек, мыслящий схемами и цифрами (англ. Digital цифровой).

Предикаты VAKOG (сенсорные предикаты) – слова из любой части речи, которые имеют отношение к конкретному каналу восприятия. Примеры: светло, гром, притягивает, ароматно, солёный.

Предикаты внемодальные – слова, не имеющие отношения к конкретному каналу восприятия. Пример: радость, книга, восхитительный, сомнение, процесс.

Физиологические маркеры VAKOG – физиологические показатели, которые указывают на то, какую репрезентативную систему в данный момент использует человек. Включают в себя дыхательные и голосовые характеристики, скорость речи и движений, мышечный тонус, движения глаз, жесты.
Модели НЛП:
"Мерседес", Б.Н.У.Л., Круг обучения
Модель «Мерседес» - модель НЛП для описания структуры опыта через
  • МЫШЛЕНИЕ, ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ,
  • а также УБЕЖДЕНИЯ
  • в рамке конкретного КОНТЕКСТА.

Модель Б.Н.У.Л. (Базовые Навыки Успешной Личности) – модель НЛП, которая выделяет следующие категории навыков достижения успеха:
  • навыки постановки цели;
  • навыки организации ресурсов;
  • навыки калибровки;
  • навыки поведенческой гибкости

Круг обучения
– модель НЛП, которая описывает четыре этапа сознательно-бессознательной компетентности освоения навыка:
  • бессознательная некомпетентность;
  • сознательная некомпетентность;
  • сознательная компетентность;
  • бессознательная компетентность
Целеполагание:
Колесо Баланса, спецификация цели, стратегия Уолта Диснея
Колесо Баланса – инструмент крупноблочного планирования.

Контекст – область жизни или рамка внешних условий для ситуации. Примеры: профессиональный контекст, контекст общения с друзьями, контекст обучения танцам, «в контексте этого вопроса», «в данном контексте это было уместно».

Спецификация цели или ХСР («Хорошо сформулированный результат») – правила формулирования цели, при выполнении которых цель становится достижимой.

Сенсорное описание цели – описание цели или через VAKOG, или с цифровым измерением, или с конкретными сроками.

Техника «Стратегия творческого планирования Уолта Диснея» – техника НЛП для целеполагания. В этой технике обозначены и разделены этапы «активно мечтаю», «планирую» и «корректирую план».
2-я ступень:
управление состояниями
Техника «Зона могущества»
Семантика языка – раздел лингвистики, изучающий смысловое значение языковых единиц (греч. Semanticos «обозначающий»).

Семантика слова – значение слова, толкование слова во всем многообразии значений.

Нейросемантика – направление нейропсихологии, изучающее смысловое значение языка жестов и других сигналов тела.

Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения (греч. Syntaxis «построение, порядок»).

Соматический синтаксис – способ выражать информацию и обрабатывать опыт с помощью движения (греч. Soma «тело», буквально «телесный»).

Мета-состояния – состояние по отношению к состоянию. Примеры: радуешься, что смог успокоиться; злишься на себя за то, что грустишь.

Техника «Зона могущества» – техника НЛП для настройки ресурсного мета-состояния с помощью соматического синтаксиса.

Конгруэнтность – согласованность элементов, образующих целое; согласованность вербальных и невербальных сигналов (лат. Congruens «соразмерный, соответствующий»)
Ассоциация/ диссоциация
Ассоциироваться (ассоциироваться с опытом) – перейти в проживание опыта от первого лица, как будто это происходит здесь и сейчас (лат. Associatio «соединение, взаимосвязь»).

Ассоциации (ассоциативный опыт)
– связь между отдельными впечатлениями, благодаря которой появление одного вызывает в памяти другое (лат. Associatio «соединение, взаимосвязь»).

Диссоциироваться (диссоциироваться с опытом) – перейти в проживание опыта как сторонний наблюдатель, «выйти из ситуации».

Шкала эмоций (внутренняя шкала интенсивности переживания) – субъективный способ измерения интенсивности переживания.
Якоря
Якорь – любой стимул, связанный с конкретным опытом.

Триггер – любой стимул, который вызывает реакцию или доступ к конкретному опыту (англ. Trigger «спусковой крючок, приводящий в действие элемент»).

Принципы якорения – правила якорения, благодаря которым якорение происходит быстро и качественно. Включают в себя:
  • уникальность триггера,
  • интенсивность состояния,
  • чистоту состояния,
  • время установки якоря (во время нарастания состояния, перед пиком).
Виды якорей
Положительный якорь – якорь, который вызывает ресурсное состояние. Примеры: радость, удовольствие, уверенность, счастье, спокойствие, сосредоточенность.

Отрицательный якорь – якорь, который вызывает нересурсное состояние. Примеры: печаль, раздражение, неудовольствие, неуверенность, горе, беспокойство, потерянность.

Визуальный якорь – якорь с визуальным триггером. Примеры: фотографии приятных событий, лица знакомых, внешний вид любимых вещей.

Аудиальный якорь – якорь с аудиальным триггером. Примеры: звук пришедшего сообщения, звонок в дверь, мелодия будильника.

Аудиально-дигитальный якорь – якорь триггером через произнесение фразы. Примеры: дружеские шутки-присказки, прозвища, имена.

Кинестетический якорь – якорь с кинестетическим триггером. Примеры: объятия, ощущение рук на руле машины, ощущение тепла от кружки с чаем.

Пространственный якорь – якорь с триггером через отметки в пространстве. Пример: разные состояния в ванной комнате и в кабинете, привычное место за столом, улицы для прогулок с воспоминаниями.

Авто-якорь – якорь, который клиент ставит себе самостоятельно для того, чтобы его самостоятельно использовать в дальнейшем.

Скользящий якорь (ползунковый якорь) – якорь, у которого изменение параметров связаны с изменением интенсивности переживания. Примеры: громкость голоса, высота поднятия руки, сила нажатия, яркость цвета.

Шкалированный якорь – скользящий якорь с четкими «шкальными» отметками интенсивности.
Применение якорей
Якорение (установка якоря) – установка связи стимула с реакцией.

Переякорение – замена состояния, связанного с данным стимулом.

Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.

Наложение якорей
– значение 1: установка якоря с помощью якорения нескольких похожих состояний из разных ситуаций. Используется для создания сильного «чистого» состояния. Пример: наложение якорей из несколько радостных ситуаций запускает одну большую сильную радость.
– значение 2: установка якоря так, чтобы один стимул запускал несколько состояний. При наложении появляется доступ к каждому из состояний, которые не смешиваются между собой. Используется для создания мощных ресурсных состояний. Пример: при активации якоря появляется свобода перехода в состояния радости или спокойствия, по своему выбору.

Интеграция якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей одной полярности. Состояния смешиваются между собой, усиливают друг друга, создавая новое состояние. Используется для создания мощных ресурсных состояний. Пример: интеграция якорей радости и удивления создает якорь на состояние восхищения.

Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.

Цепочка якорей – установка якорей таким способом, что активация одного якоря автоматически влечет за собой следующий. Примеры: проснуться – потянуться – встать – почистить зубы; прийти домой вечером – выпить стакан воды – переодеться.
Логические уровни
Логические уровни Дилтса (пирамида логических уровней, пирамида Дилтса, нейрологические уровни) – модель НЛП, состоящая из следующих уровней:
  • логический уровень «Миссия» – место в большей системе, влияние на мир вокруг себя, смысл жизни, предназначение.
  • логический уровень «Идентичность» – присвоенная роль, личностное своеобразие, самоидентификация.
  • логический уровень «Ценности, убеждения» – ценности как абстракции, убеждения как обобщения о причинно-следственных связях.
  • логический уровень «Способности» – действия с характеристиками.
  • логический уровень «Поведение» – действия, конкретное поведение.
  • логический уровень «Окружение» – материальные объекты.

Вербальная калибровка
– калибровка «текстового» содержания речи, позволяющая замечать и интерпретировать дополнительные скрытые смыслы.

Лингвистические маркеры (ключи семантической реальности) – формы слов и предложений, которые указывают на структуру внутреннего кода реальности. Пример: глагол без характеристик указывает на логический уровень «Поведение».

Техника «Интеграция логических уровней» – техника НЛП для усиления естественной мотивации и восполнения «пробелов» в логической структуре внутреннего кода реальности. Использует модель логических уровней Дилтса.

Метафора миссии – ёмкий визуальный образ, отражающий свойства миссии.
Обратная связь
Обратная связь (ОС) – отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие; реакция и изменения, происходящие в ответ на действия.

Петля обратной связи – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Возникает в системе из нескольких элементов: обратная на действие становится действием, на которое возникает ответная реакция как обратная связь, на которую возникает обратная связь, и так далее.

Обратная связь высокого качества (ОСВК) – формат обратной связи, наиболее эффективный для обучения.
3-я ступень:
коммуникация и решение конфликтов
Новый код НЛП
Новый код НЛП — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих первое поколение техник НЛП, называемое «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером и Джудит Делозье в середине 1980-х годов.

Параллельный процессинг – одновременное выполнение действий, вовлекающих разные полушария и разные репрезентативные системы.

Периферическое зрение – это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.

Упражнение «Алфавит» (игра «Алфавит») – упражнение из нового кода НЛП для настройки творческого мышления.
Техника «Изменение личной истории»
Техника «Изменение личной истории» (ИЛИ) – техника НЛП, основанная на трансдеривационном поиске и коллапсе якорей. Решает запросы: повторяющееся нересурсное состояние, возникающее само по себе. Примеры запросов: волнение при общении с руководителем; внезапно вспыхивающее раздражение в близких отношениях; печаль в ситуациях одиночества.

Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.

Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.

Поведенческая проверка – проверка проделанной работы действием. Примеры: попросить клиента вспомнить события в прошлом, откалибровать, действительно ли изменилась реакция клиента; создать подобную ситуацию в настоящем и проверить, как изменилось состояние и поведение.

Экологическая проверка – проверка проделанной работы, исходя из ценности экологии. Пример: предположить возможные эффекты в будущем для себя и окружающих.

Подстройка к будущему – соединение результатов проделанной работы с будущим, перенос результата из контекста обсуждения техники в контекст применения. Примеры: представить, как будут проходить похожие ситуации в будущем с учётом проделанной работы и найденных ресурсов; при необходимости, попросить сформулировать первые шаги на ближайшее время.
Метасообщение
− это суммарное восприятие всей невербальной информации, которую транслирует человек.
− это «сообщение о сообщении», которое может как подтвердить, усилить слова человека, так и придать им совсем другой смысл, вплоть до противоположного. Одно и то же сообщение может иметь различный смысл в зависимости от сопровождающих его метасообщений.
− это сообщение более высокого уровня, выражающее:
  • Отношение к передаваемой информации. Примеры: «это интересно», «Это скучно», «это серьезно», «это глупо», «это важно».
  • Отношение к себе. Примеры: «я красивая», «я уверен в своих силах», «я не люблю себя», «я храбрый», «я сильная личность».
  • Взаимоотношения с собеседником или аудиторией. Примеры: «вы мне нравитесь», «вы классные», «у вас всё получится», «вы творческие и весёлые», «вы быстро учитесь».
  • Отношение к миру, жизни в целом. Примеры: «мир приветлив», «Вселенная дружественна и полна ресурсов», «мир предоставляет множество возможностей».
Мета-модель
Глубинная структура опыта – в НЛП, сенсорная информация ощущений, «первичный опыт» соприкосновения с реальностью.

Поверхностная структура опыта – глубинная структура, которая прошла через фильтры восприятия, внутренней обработки, вербального и невербального выражения вовне.

Способы познания мира – способы организации глубинной структуры опыта в поверхностную:
  • Обобщение – способ обобщать опыт, то есть выделять характерные признаки, делать общие выводы.
  • Опущение – способ опускать опыт, выпускать из внимания лишнюю информацию.
  • Искажение – способ искажать опыт, сравнивать и творчески преобразовывать.

Мета-модель – модель НЛП, которая описывает лингвистические неточности, возникающие от перевода глубинной структуры опыта в поверхностную. С помощью мета-модели выявляют и уточняют обобщенную, опущенную, искаженную информацию.

Паттерн — схема-образ, благодаря которой выявляются закономерности; повторяющийся шаблон или образец. Так, из графических паттернов складываются узоры (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма»).

Паттерны мета-модельных нарушений (мета-модельные нарушения) – шаблоны, которыми описываются нарушения полноты информации в речи, из которых исходят вопросы для прояснения этой информации.

Мета-модельные вопросы – вопросы, направленные на прояснение мета-модельных нарушений, восстановление необходимых элементов информации.
Основные паттерны мета-модельных нарушений
  • НС – Неконкретные существительные (неспецифические существительные) – те существительные, которые называют то, что можно «положить в корзину». Примеры: я, ты, она, они, люди, животные, цветы.
  • НГ – Неконкретные глаголы (неспецифические глаголы) – все глаголы. Примеры: ездить, ходить, достигать, встречаться, ворочаться, удивляться.
  • НК – Неопределенные критерии – неконкретные прилагательные и наречия. Примеры: красивый, качественный, достойный, оранжевый, весело, умно, восхитительно.
  • Ном – Номинализации – овеществленные процессы, описание действия через существительное. Примеры: «любовь», «приветствие», «ворчание», «ходьба».
  • УК – Универсальные количественные (кванторы общности, универсальные квантификаторы, универсальные обобщители) – показатели обобщения количественных характеристик. Примеры: всё, ничто, все, никто, всегда, никогда, несколько, сколько-то.
  • МО – Модальные операторы (МО) – указатели границы опыта, возможностей и необходимостей (долженствования). Примеры: «возможно», «невозможно», «могу», «не могу», «должен», «обязан», «необходимо», «желательно».
Дополнительные паттерны мета-модельных нарушений
«Чтение мыслей» – паттерн мета-модели, при котором человек претендует на знание чьих-то чувств или мыслей, не обосновывая это «знание». Примеры: «Его это не волнует», «Она хочет порадовать меня», «Она это делает специально».

Перенос ответственности. Пример: «Она меня обидела», «Так произошло».

Утраченный перформатив (суждение без авторства). Пример: «Так считается», «Её воспринимают как отзывчивую девушку».

Отсутствие референтного индекса (неопределенный референтный индекс, реверсивный референт, утрата референтного индекса, утрата именного указателя) – нет упоминания, о ком или о чём идёт речь. Примеры: «он мне нравится», «она меня не слушает», «это интересно».

Сравнение с умолчанием (сравнительное опущение) – сравнения без упоминания того, с кем или с чем сравнивается. Примеры: «Более», «Менее», «Чем».

Пресуппозиции – убеждения, стоящие в основе высказывания, не называемые прямо (лат. Prae «впереди, перед», Suppositio «подкладывание»).

Анализ пресуппозиций – выявление убеждений, которые стоят в основе высказывания.
Модель «Трёхпозиционное описание»
Модель «Трёхпозиционное описание» (три позиции восприятия, позиционные переходы) – модель НЛП, которая берёт информацию из ассоциации и диссоциации с участниками общения и нейтральным наблюдателем.

Модель «Четырёхпозиционное описание» – модель НЛП «Трёхпозиционное описание», в которую добавлена системная позиция «мы».

«Позиция восприятия» – особая перспектива или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. НЛП определяет четыре основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта.
  • 1 позиция восприятия («Я сам») – соединенность с самим собой здесь и сейчас: со своим телом, эмоциями, ценностями, целями.
  • 2 позиция восприятия («Другой») – ассоциация себя с другим. Обеспечивает понимание другого: его телесных ощущений, эмоций, ценностей, целей. Пример: во второй позиции собеседника, вживаешься и говоришь от лица собеседника, играешь его роль как актёр.
  • 3 позиция восприятия («Наблюдатель») – ассоциация себя с заинтересованным и квалифицированным в данном контексте, но нейтральным наблюдателем. Примеры: как будто смотришь фильм не про себя, а про других людей; как будто тебя просят высказать мнение о незнакомых людях, о прохожих на улице, о посетителях за соседним столиком в кафе.
  • 4 позиция восприятия («Мы») – ассоциация себя с командой, группой или системой. Пример: «мы как семья, решили», «мы работаем над этим», «мы собираемся поехать в путешествие».

Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трёхпозиционного описания» («3-х позиционка»)
– техника НЛП, которая использует модель трёхпозиционного описания.

Эмоциональная разбивка – снятие вовлёченности в ситуацию или позицию восприятия для сохранения спокойно-ресурсного рабочего состояния:
– вариант 1. диссоциация от разбираемой ситуации или позиции восприятия;
– вариант 2. диссоциация с переходом в позицию восприятия наблюдателя;
– вариант 3. физическое встряхивание, переключение через активные жесты, прыжки;
– вариант 4. задействование якорей: пространственных и других.

Метафора коммуникации – ёмкий образ взаимодействия. Примеры: потерявшие друг друга путники в пустыне; лиса, соблазняющая ворону выпустить сыр из клюва; диалог слепого и глухого; музыкант, играющий на скрипке.

«Любое поведение изначально исходит из позитивного намерения» – одна базовых идей НЛП.

Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.
Пример:
– Хочу пойти прогуляться (ЛУ поведение).
– Для чего?
– Чтобы хорошенько размяться (ЛУ способности).
– Что тебе это даст?
– Отдохну (ЛУ поведение).
– Для чего тебе нужно отдохнуть?
– Для хорошего самочувствия (ЛУ ценности, позитивное намерение).


Мета-результат – результат более высокого порядка, чем индивидуальный. Основан на общих ценностях. Организует несколько элементов в систему. Примеры: мы оба хотим повеселиться; мы хотим создать качественный проект в приемлемые сроки.
4-я ступень:
стратегии, кодирование информации
Модель Т.О.Т.Е.
Модель Т.О.Т.Е. (Test1 – Operations – Test 2 – Exit) – модель НЛП для структурного описания стратегии достижения цели.

Точка Test1 (T1) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая запускает процесс достижения цели. Включает в себя:
  • формулировку цели;
  • сенсорные критерии достижения цели;
  • мотивацию к достижению цели;
  • точку запуска цели.

Точка Operations (O) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая содержит в себе запланированные шаги по достижению цели.

Точка Test2 (T2) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая сравнивает критерии из точки Т1 с результатами шагов О.

Точка Exit (Е) – точка в модели Т.О.Т.Е., которая:
  • переключает в корректировку Т1 и подбор дополнительных шагов O', если Т1 и Т2 не равны;
  • завершает процесс достижения цели, если Т1=Т2;
  • завершает процесс достижения цели, если Т1 и Т2 не равны и принято решение отказаться от достижения цели.

Точка Operations' (O') – точка в модели Т.О.Т.Е., которая содержит в себе дополнительные шаги по достижению цели, которые предпринимаются в случае возникновения незапланированных обстоятельств в достижения цели. Дополнительные шаги обеспечивают гибкость в способах достижении цели.
Глазные сигналы доступа (ГСД)
Глазные сигналы доступа (ГСД) – внешние сигналы внутренней обработки опыта, при которых направления взгляда соответствует репрезентативной системе. На практике ГСД используется как для получения доступа к соответствующим каналам, так и для калибровки.

Классическая схема ГСД (стандартная схема ГСД) – схема ГСД, которая считается верной для большинства людей:
  • Vп – Визуальная память – сверху слева;
  • Vк – визуальный конструкт – сверху справа;
  • Aп – аудиальная память – посередине слева;
  • Aк – аудиальный конструкт – посередине справа;
  • Ad – внутренний диалог – снизу слева;
  • K – кинестетика, включая запах и вкус – снизу справа.

Упражнение «ГСД + цель» – упражнения для прояснения сенсорных критериев достижения цели.
VAKOG: субмодальности и предикаты
Каналы восприятия VAKOG – каналы для получения информации:
  • V – Visualвизуальный канал – зрительный канал восприятия.
  • А Audialаудиальный канал – слуховой канал восприятия.
  • K Kinesthetic кинестетический канал – чувственный канал восприятия.
  • О – Olfactory олфакторный канал – обонятельный канал восприятия.
  • G Gustatory – густаторный канал – вкусовой канал восприятия.

Модальности VAKOG (репрезентативные системы) – предпочитаемые системы для обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

Субмодальности – характеристики модальностей, внутренний код.

Предикаты – речевая репрезентация некоторых аспектов внутреннего кода.

Упражнение «Ресурс/нересурс» – упражнение для перекода субмодальностей с целью поиска новых решений и выборов.
Визуальные субмодальности
  • Ассоциация-диссоциация. Вы видите образ со стороны или соединены с ним, смотрите изнутри образа?
  • Цветность. Образ цветной или черно-белый? Виден ли весь спектр цвета? Какие цвета и оттенки?
  • Яркость. Образ яркий или блёклый? Насколько яркий?
  • Контрастность. Насколько резко идут переходы цвета?
  • Прозрачность. Образ прозрачный? Насколько?
  • Блеск/матовость. Отражает ли образ свет? Как отражает?
  • Стиль изображения. Образ выполнен в каком-то стиле? В каком?
  • Детальность. Образ представлен в общих чертах или подробно? Насколько детально вы видите образ?
  • Чёткость-размытость. Образ чёткий или размытый? Насколько чёткий?
  • Объем: плоский-объемный. Образ 2D или 3D?
  • Объем: расстояние до задней стенки. У объемного образа, какое расстояние до дальней части?
  • Границы. Есть ли у образа границы или рамка вокруг? Как они выглядят?
  • Количество изображений. Сколько образов присутствует одновременно?
  • Фон. На каком фоне расположен образ?
  • Движение. Образ статичен как фотография или двигается как фильм?
  • Положение. Имеет ли образ фиксированное место на экране видимости, например, всегда с правой стороны?
  • Размеры. Какого размера образ на вид?
  • Форма. Какой формы образ на вид? Квадратный, трапецевидный, шарообразный, сложной формы?
  • Расстояние до образа. Как далеко расположен образ?
  • Продолжительность (время экспозиции). Как долго вы видите образ, прежде чем он исчезает?
Аудиальные субмодальности
  • Громкость. Звучание громкое или тихое? Насколько?
  • Высота звука. Насколько звук высокий или низкий?
  • Звонкость. Звучание глухое или звонкое?
  • Ритм. Есть ли у звучания ритм, повторяющиеся элементы? Какой узор звучания – рваный, равномерный, пульсирующий?
  • Темп. Ритм звучания быстрый или медленный?
  • Стерео-/моно-. Источник звука один или их несколько?
  • Направление звук. Звук направлен вовнутрь или наружу?
  • Положение. Где находится источник звука: слева, справа, сверху, снизу?
  • Расстояние до источника звука. Насколько далеко расположен источник звука?
  • Продолжительность звучания. Как долго вы слышите звучание, прежде чем оно затухает?
  • Внутренний диалог. Присутствует ли внутренний диалог? Что он говорит, какие слова и фразы произносит?
Кинестетические субмодальности
  • Вибрация. Объект спокоен или пульсирует-вибрирует?
  • Липкость. Есть ли чувство прилипчивости, клейкости? Насколько сильное
  • Влажность. Объект влажный или сухой?
  • Упругость. Способен ли объект восстановить свою форму после воздействия или его форма разрушается и не восстанавливается?
  • Интенсивность. Насколько сильно восприятие?
  • Напряженность. Есть ощущение напряженности или расслабленности?
  • Плотность. Объект плотный или рыхлый?
  • Текстура. Какая у поверхности текстура – шершавая или гладкая?
  • Вес. Объект тяжелый или легкий? Сколько весит?
  • Давление. Есть ли ощущение давления? Высокое или низкое давление?
  • Движение. По ощущениям, присутствует ли динамика, движение?
  • Ощущение на поверхности кожи или внутри тела. Где находится источник ощущений?
  • Форма. Какой формы объект на ощупь?
  • Температура. Насколько объект теплый или холодный?
  • Продолжительность (время воздействия). Как долго вы чувствуете воздействие, прежде чем оно прекращается?
Техника «Паттерн взмаха»
Техника «Паттерн взмаха» – техника НЛП для работы с автоматическим поведением, таким как вредные привычки. Техника не избавляет от прежнего поведения, а дает свободу выбора в точке принятия решения. Подготовительная часть техники включает:
  • выявление визуального триггера – стимула, запускающего поведение;
  • создание привлекательного образа себя, свободного от привычки;
  • составление списка основных и редких ситуаций активации привычки;
  • выявление вторичных выгоды для ситуаций из составленного списка;
  • подбор новых способов реализации найденных вторичных выгод.

Триггер – любой стимул, который вызывает реакцию или доступ к конкретному опыту (англ. Trigger «спусковой крючок, приводящий в действие элемент»).

Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.

Вторичные выгоды – дополнительные выгоды от поведения, которые изначально не являлись целью поведения. Если позитивное намерение запускает поведение, вторичные выгоды делают поведение устойчивым. Примеры: начать есть варенье для утоления голода, продолжать регулярно лакомиться вареньем, чтобы побаловать себя, отдохнуть, переключиться.
5-я ступень:
сбор информации, изменение убеждений
Консультационная сессия
Консультационная сессия (сессия, консультация) – рамка встречи консультанта с клиентом, в ходе которой консультант выясняет запрос, собирает информацию, проводит техники, обменивается обратной связью с клиентом.

Матрица наблюдения за консультантом в ходе сессии – список фокусов внимания для наблюдателя, которые дают возможность сделать выводы о работе консультанта и предоставить качественную обратную связь.
Модель S.C.O.R.E.
Модель S.C.O.R.E. – модель НЛП, которая включает в себя точки: симптом, причины, результат, ресурсы, эффекты.

  • S – symptom – симптом – то, что происходит сейчас и оценивается клиентом как проблема; то, что хочется изменить.
  • C – causes – причины – то, с чем клиент связывает текущее состояние симптома.
  • O – outcome – результат – то, чего клиент хочет достичь, цель; в какую сторону менять симптом.
  • R – recourses – ресурсы – внешние и внутренние – то, что позволит из настоящего состояния попасть в желаемое.
  • E – effects – эффекты – позитивные и негативные последствия для клиента и его окружения, к которым приведёт результат.

Сбор информации по модели S.C.O.R.E. – сбор информации, который используют на курсе «НЛП-Практик» для эффективного подбора техники под запрос.

4 правила формулировки симптома и результата по модели S.C.O.R.E.
  1. «++»
    И симптом, и результат сформулированы утвердительно, лингвистически позитивно.
  2. «1:1»
    Один симптом – один результат.
  3. «✇»
    Симптом и результат относятся к одному сегменту модели «Мерседес», т.е. оба относятся к поведению/ состоянию/ мышлению.
  4. «ЛУ»
    Логический уровень результата выше или равен логическому уровню симптома.

Техника «S.C.O.R.E. на линии времени» – техника НЛП, основанная на трансдеривационном поиске и коллапсе якорей. Решает запросы: повторяющееся нересурсное состояние, возникающее по незначительным поводам. Примеры запросов: волнение при общении с руководителем; внезапно вспыхивающее раздражение, ревность, обиды в близких отношениях; печаль в ситуациях одиночества.
Убеждения
Убеждение – выраженное словами обобщение опыта относительно причинно-следственной связи, значения или границ возможного.

Примеры слов-связок причинно-следственного соотношения:
  • А ведет к В
  • А, так как В
  • А, следовательно В
  • если А, то В
  • А, потому что В
  • А является причиной В

Примеры слов-связок соотношения значения (комплексного эквивалента):
  • А значит В
  • А означает В
  • А то же, что и В
  • А всё равно что В
  • А это В
  • А является В

Полная форма убеждения – лингвистическая форма убеждения, в которой указано соотношение между элементами опыта. Примеры. Ты человек, А ЗНАЧИТ имеешь право быть свободным. Твои родители получили профессию, СЛЕДОВАТЕЛЬНО и ты должен. ЕСЛИ ты настоящий мужчина, ты уступишь женскому капризу. Радуга на небе светится, ПОТОМУ ЧТО ангелы радуются.

Неполная форма убеждения (верование, мыслевирус) – выраженное словами обобщение опыта, в которой не указано соотношение между элементами опыта. Примеры. Всем мужчинам нравятся спортивные машины. Дети должны во всём слушаться взрослых. У такого человека никогда не получится достичь финансового успеха.
Рефрейминг контекста и содержания
Рефрейминг — термин НЛП, который означает способ переосмысления опыта с помощью смены рамки (англ. «frame» рамка, «re-frame» — смена рамки).

Рефрейминг контекста — смена рамки контекста, благодаря чему опыт приобретает дополнительное значение. Примеры. У меня такие большие стопы, что готовую обувь в магазине подобрать трудно, зато это даёт мне некие преимущества в спорте. У меня короткие ногти, и среди подруг я чувствую себя немодной, зато с такими ногтями удобно играть на пианино, делать массаж, возиться в саду.

Рефрейминг содержания (рефрейминг смысла) – смена рамки содержания, перефразирование содержания, благодаря чему опыт приобретает дополнительное значение. Примеры. У меня не слишком большие стопы, просто размер чуть больше обычного. Мои короткие ногти – это аккуратный удобный маникюр и мой выбор.
Убеждения ограничивающие и поддерживающие
Поддерживающие убеждения (разрешающие убеждения) – убеждения о том, что желанная цель достижима:
+ даже если способы её достижения пока неизвестны;
+ вы достойны её достижения;
+ и вы способны её достичь с сохранением экологии.


Ограничивающие убеждения – убеждения о том, что желанная цель:
- недостижима, вне зависимости от ваших возможностей;
- возможна, но вы недостойны её из-за своих качеств или поведения;
- возможна, но именно вы не способны достичь её.

Убеждения могут быть определены как ограничивающие
при соотнесении с желаемыми целями и ценностями. Даже самые странные обобщения не являются ограничениями до тех пор, пока не становятся препятствием к реализации цели.

Техника «Прививка нового убеждения» – техника НЛП, которая позволяет изменить убеждение с помощью пространственных якорей и нейросемантики. До начала техники необходимо сформулировать исходное и желаемое убеждения. Техника включает в себя точки:
1. Убеждён
2. Открыт сомневаться
3. Раньше был убеждён (музей убеждений)
4. Хочу убедиться
5. Открыт убеждаться
6.
Доверяю
6-я ступень:
основы гипноза и техники изменений
Эриксоновский гипноз
Есть три типа состояний: бодрствование, сон и транс. Трансовые состояния всем так же хорошо знакомы, как бодрствование и сон, просто в нашей культуре не принято выделять их как нечто особое. Примеры трансовых состояний в повседневной жизни:
  • погружение в фильм или книгу с захватывающим сюжетом;
  • мечтательность во время прогулки в парке;
  • дремотное ожидание в очереди, когда заняться особо нечем.

Транс – это естественное состояние, когда подсознание выходит на первый план, а сознание либо пассивно наблюдает за происходящем во внешнем мире, либо находится в мире грез. В том, чтобы узнавать в себе состояние транса и управлять его глубиной, есть свои преимущества, такие как защита от манипуляций и умение настраиваться на позитивные эмоциональные состояния. Транс необходим и взрослым, и детям для регуляции нервной системы и психологической адаптации к окружающему миру, для решения внутренних конфликтов, для доступа к глубинным ресурсам нашей психики.

Эриксоновский гипноз – это вид терапевтического гипноза, созданный Милтоном Эриксоном. Он включает в себя методы для вызова и использования состояния транса.

Гипнотический транс – естественное состояние особой восприимчивости на границе сна и бодрствования, когда сознание взаимодействует с подсознанием.

Подсознание – область психики, которая содержит все наши воспоминания до мельчайших деталей, автоматические навыки, привычки, убеждения о мире, причины психосоматических проявлений. В обычной жизни подсознание дает о себе знать через сны и символические образы в творчестве.

Гипнолог играет роль «проводника» между сознанием и подсознанием клиента, облегчая переход в состояние транса и помогая это состояние позитивно использовать. В эриксоновском гипнозе, клиент и гипнолог равные партнеры.

Овладение навыками Эриксоновского гипноза предполагает работу с собой и консультирование. При этом можно решать самые разнообразные задачи:
  • больше спокойствия, доверия к себе, уверенности, креатива;
  • преодоление внутренних ограничений: работа со страхами;
  • здоровье – могут быть большие, серьезные результаты;
  • помощь подсознания в принятии решений и достижении целей;
  • качественный и глубокий отдых, быстрое восстановление сил;
  • легкость в переключении с одного дела на другое;
  • комфорт в общении с близкими и социальным окружением.
Применение гипнотического транса (в процессе расшифровки)
  • Этапы гипнотической сессии
  • Формат 4:1
  • Сенсорный перегруз
  • Ключевые слова
  • Признаки транса
  • Милтон-модель
  • Концепция частей личности
  • Техника "6-ти шаговый рейфрейминг"
  • Техника "Визуальное сдавливание"
  • Использование Декартовых координат в работе с "Выбором без выбора"
Временные линии (в процессе расшифровки)
  • Линия времени
  • Временные линии (личный код времени)
  • Виды временных линий
  • Формат работы с временными линиями

Почему в тексте
• Линия времени
• Временные линии
Выделены как разные понятия?

Потому что временные линии — это личный субмодальный код времени,
а линия времени — это упрощенная универсальная схема, чаще всего в виде прямого луча, где события расположены линейно и последовательно, как в технике "SCORE на линии времени" или в школьной задачке.