Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить лучшее функционирование сайта.
Хорошо, больше не показывать
Close

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

3-я ступень курса «НЛП-Практик»

Новый код НЛП
Новый код НЛП — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих первое поколение техник НЛП, называемое «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером и Джудит Делозье в середине 1980-х годов.

Параллельный процессинг – одновременное выполнение действий, вовлекающих разные полушария и разные репрезентативные системы.

Периферическое зрение – это часть видения пространства неподвижным взглядом, которое происходит за пределами самого центра взгляда.

Упражнение «Алфавит» (игра «Алфавит») – упражнение из нового кода НЛП для настройки творческого мышления.
Техника «Изменение личной истории»
Техника «Изменение личной истории» (ИЛИ) – техника НЛП, основанная на трансдеривационном поиске и коллапсе якорей. Решает запросы: повторяющееся нересурсное состояние, возникающее само по себе. Примеры запросов: волнение при общении с руководителем; внезапно вспыхивающее раздражение в близких отношениях; печаль в ситуациях одиночества.

Трансдеривационный поиск – поиск в памяти опыта, схожего со стимулом по ассоциациям.

Коллапс якорей – переякорение через одновременный запуск нескольких якорей разных полярностей. Состояния нейтрализуют друг друга. Используется для снятия нересурсных якорей. Пример: коллапс якорей радости и печали создает нейтральное состояние.

Поведенческая проверка – проверка проделанной работы действием. Примеры: попросить клиента вспомнить события в прошлом, откалибровать, действительно ли изменилась реакция клиента; создать подобную ситуацию в настоящем и проверить, как изменилось состояние и поведение.

Экологическая проверка – проверка проделанной работы, исходя из ценности экологии. Пример: предположить возможные эффекты в будущем для себя и окружающих.

Подстройка к будущему – соединение результатов проделанной работы с будущим, перенос результата из контекста обсуждения техники в контекст применения. Примеры: представить, как будут проходить похожие ситуации в будущем с учётом проделанной работы и найденных ресурсов; при необходимости, попросить сформулировать первые шаги на ближайшее время.
Метасообщение
− это суммарное восприятие всей невербальной информации, которую транслирует человек.
− это «сообщение о сообщении», которое может как подтвердить, усилить слова человека, так и придать им совсем другой смысл, вплоть до противоположного. Одно и то же сообщение может иметь различный смысл в зависимости от сопровождающих его метасообщений.
− это сообщение более высокого уровня, выражающее:
  • Отношение к передаваемой информации. Примеры: «это интересно», «Это скучно», «это серьезно», «это глупо», «это важно».
  • Отношение к себе. Примеры: «я красивая», «я уверен в своих силах», «я не люблю себя», «я храбрый», «я сильная личность».
  • Взаимоотношения с собеседником или аудиторией. Примеры: «вы мне нравитесь», «вы классные», «у вас всё получится», «вы творческие и весёлые», «вы быстро учитесь».
  • Отношение к миру, жизни в целом. Примеры: «мир приветлив», «Вселенная дружественна и полна ресурсов», «мир предоставляет множество возможностей».
Мета-модель
Глубинная структура опыта – в НЛП, сенсорная информация ощущений, «первичный опыт» соприкосновения с реальностью.

Поверхностная структура опыта – глубинная структура, которая прошла через фильтры восприятия, внутренней обработки, вербального и невербального выражения вовне.

Способы познания мира – способы организации глубинной структуры опыта в поверхностную:
  • Обобщение – способ обобщать опыт, то есть выделять характерные признаки, делать общие выводы.
  • Опущение – способ опускать опыт, выпускать из внимания лишнюю информацию.
  • Искажение – способ искажать опыт, сравнивать и творчески преобразовывать.

Мета-модель – модель НЛП, которая описывает лингвистические неточности, возникающие от перевода глубинной структуры опыта в поверхностную. С помощью мета-модели выявляют и уточняют обобщенную, опущенную, искаженную информацию.

Паттерн — схема-образ, благодаря которой выявляются закономерности; повторяющийся шаблон или образец. Так, из графических паттернов складываются узоры (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма»).

Паттерны мета-модельных нарушений (мета-модельные нарушения) – шаблоны, которыми описываются нарушения полноты информации в речи, из которых исходят вопросы для прояснения этой информации.

Мета-модельные вопросы – вопросы, направленные на прояснение мета-модельных нарушений, восстановление необходимых элементов информации.
Основные паттерны мета-модельных нарушений
  • НС – Неконкретные существительные (неспецифические существительные) – те существительные, которые называют то, что можно «положить в корзину». Примеры: я, ты, она, они, люди, животные, цветы.
  • НГ – Неконкретные глаголы (неспецифические глаголы) – все глаголы. Примеры: ездить, ходить, достигать, встречаться, ворочаться, удивляться.
  • НК – Неопределенные критерии – неконкретные прилагательные и наречия. Примеры: красивый, качественный, достойный, оранжевый, весело, умно, восхитительно.
  • Ном – Номинализации – овеществленные процессы, описание действия через существительное. Примеры: «любовь», «приветствие», «ворчание», «ходьба».
  • УК – Универсальные количественные (кванторы общности, универсальные квантификаторы, универсальные обобщители) – показатели обобщения количественных характеристик. Примеры: всё, ничто, все, никто, всегда, никогда, несколько, сколько-то.
  • МО – Модальные операторы (МО) – указатели границы опыта, возможностей и необходимостей (долженствования). Примеры: «возможно», «невозможно», «могу», «не могу», «должен», «обязан», «необходимо», «желательно».
Дополнительные паттерны мета-модельных нарушений
«Чтение мыслей» – паттерн мета-модели, при котором человек претендует на знание чьих-то чувств или мыслей, не обосновывая это «знание». Примеры: «Его это не волнует», «Она хочет порадовать меня», «Она это делает специально».

Перенос ответственности. Пример: «Она меня обидела», «Так произошло».

Утраченный перформатив (суждение без авторства). Пример: «Так считается», «Её воспринимают как отзывчивую девушку».

Отсутствие референтного индекса (неопределенный референтный индекс, реверсивный референт, утрата референтного индекса, утрата именного указателя) – нет упоминания, о ком или о чём идёт речь. Примеры: «он мне нравится», «она меня не слушает», «это интересно».

Сравнение с умолчанием (сравнительное опущение) – сравнения без упоминания того, с кем или с чем сравнивается. Примеры: «Более», «Менее», «Чем».

Пресуппозиции – убеждения, стоящие в основе высказывания, не называемые прямо (лат. Prae «впереди, перед», Suppositio «подкладывание»).

Анализ пресуппозиций – выявление убеждений, которые стоят в основе высказывания.
Модель «Трёхпозиционное описание»
Модель «Трёхпозиционное описание» (три позиции восприятия, позиционные переходы) – модель НЛП, которая берёт информацию из ассоциации и диссоциации с участниками общения и нейтральным наблюдателем.

Модель «Четырёхпозиционное описание» – модель НЛП «Трёхпозиционное описание», в которую добавлена системная позиция «мы».

«Позиция восприятия» – особая перспектива или точкой зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. НЛП определяет четыре основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта.
  • 1 позиция восприятия («Я сам») – соединенность с самим собой здесь и сейчас: со своим телом, эмоциями, ценностями, целями.
  • 2 позиция восприятия («Другой») – ассоциация себя с другим. Обеспечивает понимание другого: его телесных ощущений, эмоций, ценностей, целей. Пример: во второй позиции собеседника, вживаешься и говоришь от лица собеседника, играешь его роль как актёр.
  • 3 позиция восприятия («Наблюдатель») – ассоциация себя с заинтересованным и квалифицированным в данном контексте, но нейтральным наблюдателем. Примеры: как будто смотришь фильм не про себя, а про других людей; как будто тебя просят высказать мнение о незнакомых людях, о прохожих на улице, о посетителях за соседним столиком в кафе.
  • 4 позиция восприятия («Мы») – ассоциация себя с командой, группой или системой. Пример: «мы как семья, решили», «мы работаем над этим», «мы собираемся поехать в путешествие».

Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трёхпозиционного описания» («3-х позиционка»)
– техника НЛП, которая использует модель трёхпозиционного описания.

Эмоциональная разбивка – снятие вовлёченности в ситуацию или позицию восприятия для сохранения спокойно-ресурсного рабочего состояния:
– вариант 1. диссоциация от разбираемой ситуации или позиции восприятия;
– вариант 2. диссоциация с переходом в позицию восприятия наблюдателя;
– вариант 3. физическое встряхивание, переключение через активные жесты, прыжки;
– вариант 4. задействование якорей: пространственных и других.

Метафора коммуникации – ёмкий образ взаимодействия. Примеры: потерявшие друг друга путники в пустыне; лиса, соблазняющая ворону выпустить сыр из клюва; диалог слепого и глухого; музыкант, играющий на скрипке.

«Любое поведение изначально исходит из позитивного намерения» – одна базовых идей НЛП.

Позитивное намерение – цель, которая стоит за любым поведением. Отвечает на вопрос «Для чего? Зачем? Что ты получишь благодаря этому?». Формулируется на высоких логических уровнях: ценностей, идентичности, миссии.
Пример:
– Хочу пойти прогуляться (ЛУ поведение).
– Для чего?
– Чтобы хорошенько размяться (ЛУ способности).
– Что тебе это даст?
– Отдохну (ЛУ поведение).
– Для чего тебе нужно отдохнуть?
– Для хорошего самочувствия (ЛУ ценности, позитивное намерение).


Мета-результат – результат более высокого порядка, чем индивидуальный. Основан на общих ценностях. Организует несколько элементов в систему. Примеры: мы оба хотим повеселиться; мы хотим создать качественный проект в приемлемые сроки.

Вам также может понравиться: